Вячеслав Никонов: Дошкольное образование — важнейшая и полноправная ступень получения знаний
11 декабря глава Комитета Госдумы России по образованию, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов провёл парламентские слушания на тему «Совершенствование нормативного правового обеспечения дошкольного образования».
Открывая слушания и говоря о важном значении дошкольного образования, Вячеслав Никонов напомнил мысль Льва Толстого: то, что ребёнок получает от рождения до пяти лет, вмещает Вселенную, а от пяти лет до старости — один шаг.
Парламентарий отметил, что проблемы, возникающие при выполнении закона об образовании, вступившего в силу в сентябре этого года, связанные с дошкольным образованием, можно условно зачислить в категорию «хороших». Россия выбирается из демографической ямы, обусловленной катастрофической ситуацией, сложившейся в стране в 90-е годы. И в частности, нехватка мест в детских садах — это следствие тех действий, которое государство предпринимало для решения демографического вопроса.
По мнению Никонова, думский Комитет по образованию использовал все имеющиеся возможности для обеспечения необходимого финансирования программ, связанных с дошкольным образованием при принятии бюджета на 2014–2016 годы. В частности, депутатам удалось достичь увеличения финансирования в первом полугодии 2014 года.
— Мы сумели добиться 10 млрд рублей на строительство дошкольных учреждений в 2014 году. И в апреле снова должны вернуться к этому вопросу, — рассказал Никонов.
Он обозначил круг вопросов, которые должны были прозвучать в ходе парламентских слушаний. Это и введение государственных стандартов дошкольного образования, и изменение оплаты образования для родителей, и имеющиеся перекосы в исполнении, в частности, указов Президента России, касающихся предоставления всем детям возможности получения дошкольного образования.
Вот некоторые цифры, которые привёл глава Комитета Госдумы по образованию: в целом в России дошкольное образование в различных формах получают 6,2 млн детей. С 1 января 2013 года численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, увеличилась на 217 866 человек (3,1 % от общего числа детей указанной возрастной категории). С сентября 2013 года в России работает почти 56,4 тысячи детских садов. В 1 022 негосударственных детских садах получают дошкольное образование более 80 тысяч детей (1,4 % от всех детей, охваченных дошкольным образованием).
Вместе с тем, как было отмечено в рекомендациях, подготовленных по итогам парламентских слушаний, «...всё ещё не рассматривается как система, определяющая эффективность дальнейших образовательных траекторий... Между тем многочисленные зарубежные и отечественные исследования показывают, что вложения в дошкольное образование и раннее развитие детей (от 0 до 3 лет) наиболее эффективны с точки зрения будущей позитивной социализации детей...»
В качестве основных докладчиков на слушаниях выступили: заместитель председателя Государственной думы Людмила Швецова, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Алёна Аршинова, первый заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк.
В дискуссии приняли участие руководители фракций и комитетов Госдумы, депутаты и члены Совета Федерации, представители Министерства финансов, Министерства труда, Роспотребнадзора, Министерства здравоохранения, Министерства обороны, ЦК профсоюзов, Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, региональных законодательных собраний, руководители организаций, реализующих программы дошкольного образования, эксперты.
Андрей Морозов